Здравствуйте, уважаемые читатели блога "ИнетСоветы.ру". Наверняка, каждый из нас неоднократно слышал такой термин, как франшиза. Однако далеко не все понимают его значение, суть и роль в современном бизнесе. Что такое франшиза, и как она работает? Это именно те вопросы, которые необходимо рассмотреть в первую очередь.
Франшиза и франчайзинг
Для начала давайте рассмотрим значение французского слова «франшиза». В точном переводе оно означает «льгота». Именно этот вид партнерства является одним из самых эффективных и прибыльных методик ведения бизнеса. Однако важно понимать, что вступать в сделку лучше тогда, когда компания-клиент уже имеет определенные обороты и репутацию на рынке. В противном случае, такое сотрудничество подвержено огромным рискам.
Итак, франшиза – что это за термин?
Франшиза – это одна из разновидностей партнерских отношений, которая подразумевает получение отдельным предпринимателем или целой компанией права на выпуск продукции того или иного брендового предприятия (франчайзера). Конечно, такое право клиент получает не безвозмездно, а за определенную плату, которая устанавливается фирмой, продающей лицензию.
Если рассматривать вопрос, что такое франшиза, то говоря простыми словами, - это получение фирмы-клиента платного права на использование всех выгод и благ компании, чью лицензию она покупает. В свою очередь, администрация франчайзера имеет полное право контролировать производственный процесс, а при необходимости и вносить в него свои коррективы.
Далее рассмотрим, что такое франшиза в бизнесе. В качестве нее могут выступать любые материальные и нематериальные объекты:
- уникальные технологии производства и продвижения товаров или услуг;
- нашивки, эмблемы и т. д.;
- оргтехника;
- программы и софт;
- льготы, правила работы на предприятии, инструкции по производству и т. д.
Не менее важным является вопрос, что такое франчайзинг. Говоря простыми словами, франчайзинг – это сделка между двумя сторонами, заключающими контракт на общее ведение бизнеса. Фирма, которая продает лицензию, называется франчайзер, а ее клиент – франчайзи.
Если франшиза – это предмет договора двух сторон, то франчайзинг – это уже сам процесс внедрения проекта. В этом заключается основная разница между франшизой и франчайзингом.
Благодаря заключенному договору, работа по франшизе очень выгодна для двух сторон, и сулит им довольно высокую прибыль. Бренд франчайзера получает более широкую известность и популярность, а фирма-франчайзи имеет отличную возможность быстро наладить и раскрутить собственное дело.
Зная, что такое франшиза, и как она работает, вы сможете определить для себя целесообразность такого вида партнерства, и понять, как действовать дальше.
Разновидности и особенности
Итак, что означает франшиза, и какие выгоды она сулит обеим сторонам, мы рассмотрели. Теперь необходимо более подробно изучить самые выгодные и прибыльные направления такого рода партнерства, коих существует 7. Вот они:
- Франшиза, применяемая в сфере бизнес-ретейл.
- Франшизы в сфере общественного питания.
- Лицензия на производство или реализацию определенной продукции.
- Франшиза в области красоты, здоровья, медицины.
- Открытие определенных финансовых институций по приобретенной лицензии (например, ломбардов или кредитных сообществ).
- Договор франчайзинга на проведение строительных или ремонтных работ.
- Открытие новых отделений популярных интернет-магазинов с высокими финансовыми оборотами.
Еще одним весьма выгодным сотрудничеством является IT франшиза. Сегодня особо популярными являются франшизы на открытие аутсорсинговых компаний в данной сфере бизнеса.
Что такое франчайзинг в области информационных технологий, и какие выгоды он сулит? Это направление особенно востребовано и популярно сегодня, в век стремительного развития высоких технологий. Это очень прибыльное дело, однако, оно требует высокого профессионализма и навыков, к тому же на этом рынке действует очень жесткая конкуренция. Поэтому прежде, чем принимать решение о подписании такого договора, хорошо подумайте, стоит ли идти на такой ответственный шаг.
Если со всеми вышеописанными направлениями все более или менее ясно, то давайте рассмотрим другой вопрос – что такое франшиза в кино? Медиафраншиза – это разновидность интеллектуальной собственности, согласно которой фирма-франчайзи покупает у франчайзера право на отображение в кинокартине или мультипликационном фильме широко известных и всеми любимых персонажей. Таковыми являются, например, Джеймс Бонд, капитан Флинт и др.
Мы рассмотрели самые популярные франшизы, которые пользуются большим спросом на сегодняшний день. Теперь давайте остановимся на ее разновидностях, поскольку они играют одну из ключевых ролей в современном бизнесе.
Виды
Помимо вышеописанных направлений, существуют также отдельные виды франшизы. Всего их существует 3.
- Товарная.
- Производственная.
- Франшиза по оказанию определенных услуг.
Каждая из них имеет свои особенности, достоинства и недостатки, которых мы и поговорим далее.
Достоинства и недостатки франчайзинга
Плюсы и минусы франшизы – это та информация, которую должен знать каждый бизнесмен, намеревающийся заключить контракт с фирмой-франчайзером.
Сильными сторонами такой сделки являются:
- Широкая популярность и известность бренда. Благодаря тому, что франчайзер уже успел заработать репутацию в сфере бизнеса, его фирма является узнаваемой и почитаемой на рынке.
- Возможность быстро раскрутить бизнес за счет сделки с известным брендом.
- Компания-франчайзи может получить ценный опыт благодаря подписанию договора франшизы с франчайзером.
- Франчайзи не нужно тратить массу времени и денег на рекламные кампании.
- Минимальный риск того, что бизнес франчайзи «прогорит».
Чтобы компания-франчайзи смогла быстро выйти на надлежащий уровень, иногда франчайзер может предоставить ей все необходимое техническое оборудование, программное обеспечение, и даже персонал.
Однако, помимо плюсов, франшиза имеет и свои минусы, которые тоже должны обязательно учитываться. Вот самые основные недостатки такого сотрудничества.
- Франчайзи не имеет возможности проявить креатив, поскольку он обязан работать по стандартам, разработанным франчайзером.
- Франчайзи обязан закупать весь товар у фирмы, с которой был заключен договор франшизы.
- Иногда оговор составляется таким образом, что франчайзи не получает прибыли, а вот франчайзер имеет выручку в 100%.
- Договор франшизы очень дорого стоит для франчайзи.
Если вы взвесите все «за» и «против», то сможете быть полностью уверены в правильности своих последующих действий. Конечно, покупка франшизы – это очень серьезный шаг, поэтому к этому вопросу следует подойти максимально ответственно.
Работа по франшизе: как не ошибиться с выбором?
Если вы не знаете, как выбрать франшизу, то для начала необходимо связаться с руководством фирмы-франчайзера, и обсудить с ним все интересующие вас аспекты. Нельзя принимать поспешных решений, и уж тем более покупать «кота в мешке», какой бы престижной ни была фирма-франчайзер.
Итак, чтобы сделать выбор в пользу того или иного предприятия, вы должны учитывать такие аспекты, как:
- вся история деятельности фирмы;
- наличие франчайзинговых предприятий и их успех на рынке;
- условия заключение договора франшизы;
- отзывы клиентов и партнеров франчайзера;
- частота упоминаний фирм-франчайзи в СМИ.
Все эти, казалось бы, мелкие нюансы имеют огромное значение, поэтому лучше учесть их сразу, а не после того, как договор уже был заключен, и менять что-либо стало поздно.
Теперь вы знаете, как работает франшиза, и что необходимо знать для того, чтобы ее получить. Однако есть еще один вопрос, который необходимо детально рассмотреть – как дать успешный старт проекту, и избежать возможных рисков?
Что нужно знать для начала работы по франшизе
Зная, как получить франшизу, и что для этого нужно, вы можете подготовиться к процессу внедрения нового проекта еще задолго до заключения договора. Чтобы вести такой бизнес, вам не нужно иметь каких-либо особых навыков, умений и знаний – все это вы получите по ходу сотрудничества с франчайзером. Единственное, что вы должны обязательно иметь в наличии – это стартовый капитал, чтобы внести паушальный взнос.
Что такое паушальный взнос в франшизе? Это плата за право долгосрочного использования франшизы, которая подтверждает ваше право на нее. Вносится она всего один раз, в качестве гарантии того, что вы согласны со всеми пунктами, прописанными в договоре. Размер такого взноса определяется фирмой-франчайзером.
Существует еще один вид платы, которую должен вносить франчайзи – роялти. Давайте рассмотрим более подробно, что такое роялти в франшизе, и для чего он нужен.
Роялти – это еще один вид платежа, который перечисляется франчайзи на счет фирмы-франчайзера каждый месяц. Такая плата вносится за право использовать бренд, опыт, репутацию и трудовой устав франчайзера. Какая разница между роялти и паушальным взносом?
Что это такое роялти во франшизе, мы только что разобрались. Его главным отличием от паушального взноса является регулярное произведение оплаты, сумма которой зафиксирована в договоре. Паушальный взнос – одноразовый платеж, поэтому вы не должны путать эти понятия, даже если вы являетесь начинающим бизнесменом.
Примеры успешных проектов
Теперь давайте рассмотрим самые известные примеры успешных франшиз. Наверняка, многие из них вам хорошо знакомы. Вот они.
- МакДональдс. Если вы решитесь на сотрудничество по франшизе с учредителями этой организации, то будьте готовыми к тому, что за покупку франшизы вам придется заплатить не очень дешево. Паушальный взнос составляет около 45 000 долларов, но за само ведение такого бизнеса вам придется заплатить около миллиона долларов.
- Кофейня, работающая по принципу «кофе с собой». Тоже весьма выгодный вариант, причем стоит такая франшиза намного дешевле, чем МакДоналдс. Первоначальный взнос может колебаться от 200 до 500 тысяч рублей. Все зависит от того, у какого именно франчайзера вы будете покупать лицензию.
- Сабвэй – один из самых популярных ресторанов, франшизы которого сегодня раскупаются просто бешеными темпами. К тому же такая сделка очень выгодна, поскольку франчайзеры регулярно предоставляют различные льготы своим партнерам. Чтобы подписать договор франшизы с рестораном Сабвэй, вам нужно будет располагать стартовым капиталом в сумме 7,500 долларов США.
Подводя итоги, необходимо отметить, что работа по франшизе сегодня является очень распространенным видом партнерских отношений. Она способствует не только приумножению капитала сразу обеими сторонами сделки, но и приобретению нового опыта, и завязыванию новых коммерческих связей, а это очень важно для того, чтобы. ваше дело продвигалось и успешно развивалось.