Что такое юзабилити и какие параметры влияют на удобство сайта для пользователя

как улучшить юзабилити сайта

Реферальные банеры

Доброго времени суток, уважаемые посетители inetsovety.ru, из этой статьи вы узнаете, что такое юзабилити сайта, какие основные параметры имеет и как повысить удобство пользования для пользователя.

Что такое юзабилити

Юзабилити (usability) сайта – показатель характеризующий удобство пользования сайтом. Он зависит от того, как организована подача информации на сайте, основывается на простой и понятной для посетителя структуре веб-ресурса, дающей ему возможность быстро и легко находить нужную информацию.

Если у сайта не продуманное и плохое юзабилити, он будет иметь низкие поведенческие факторы. В частности, такие параметры, как время проводимое посетителем на сайте и процент отказов (когда пользователь, не найдя то, что ему нужно, закрывает страницу и идет икать ответ на свой вопрос на другой ресурс).

Что такое юзабилити сайта и почему оно так важно

Сейчас поведенческие факторы играют важную роль в ранжировании сайта в результатах выдачи. Какой бы бомбовый материал на странице не размещался, при отсутствии понятной навигации на сайте и качественной подачи материала, в Топе поисковиков вы долго не удержитесь, особенно при высокой конкуренции.

Принципы юзабилити

Удобство сайта для пользователя можно оценить по следующим составляющим:

  • наличие формы поиска на сайте. Обычно размещается в самом заметном месте – в шапке или вверху в сайбаре;
  • навигация. Очень хорошо себя зарекомендовали «хлебные крошки». Они позволяют перейти пользователю, как на главную, так и в раздел или под раздел, где находится статья или товар;
  • контактные данные в шапке сайта для коммерческих проектов (телефоны, электронная почта, адрес офиса). Желательно наличие отдельной страницы «О компании» (с адресом офиса, сертификатами), где бы пользователь увидел, что компания надежная и ей можно доверять.
  • удобство и простота использования сайта, переходов по нему и поиск информации – это основа юзабилити. Например, «Правило трех кликов» - согласно которому посетитель должен сделать на более 3 кликов, чтобы найти интересующую его информацию.
  • корректное отображение сайта и всех элементов на нем. Подразумевается не только кроссбраузерность, но и наличие мобильной версии. Элементы не должны наезжать друг на друга, закрывать просмотр текста на странице;
  • дизайн. В этом вопросе, не редко происходит конфликт дизайна и юзабилити. Рекомендации юзабилити сайта предполагают минималистичный дизайн, с минимумом графических элементов, влияющих на восприятие контента, но и на скорость загрузки ресурса в целом.
  • контент. Материалы на сайте не только должны быть полезными для посетителя, но и удобны для восприятия посетителями. Юзабилити статьи включает: логическую структуру подачи текста, оформление заголовков внутри статьи, содержание страницы для быстрой навигации, наличие иллюстраций и видео, выделение ключевых мыслей. Подробнее по ссылке https://inetsovety.ru/struktura-i-oformlenie-statyi-na-sayte/

Почему важно соблюдать правила юзабилити

Если вы создали веб-проект с целью получения прибыли, то конверсия – выполнение целевых действий посетителями (клики по рекламе, подписки, звонки, покупки товаров и заказ услуг) ваш приоритет.

Юзабельность сайта определяет, каким посетитель уйдет с него - довольным, получив ответ на свой запрос. Или, не увидев нужной информации, закроет ваш сайт и пойдет на следующий из результатов выдачи.

Человек закроет сайт в течение первых 15 секунд, если:

  • материал сложен для восприятия и чтения;
  • информация не отвечает на его вопросы;
  • интерфейс и навигация сложные, единицы будут тратить время на освоение.

Рассчитывать на возвраты и повторные заходы могут сайты, на которых им понравилось пребывать и работать. Это определяют удобная навигация и интерфейс, понятный текст и подталкивающая к действию последовательность предоставления информации. В конкурентной среде, клиент выберет тот сайт, где ему проще и удобнее работать.

Ваша главная цель – с первых секунд дать понять посетителю, что он в правильном месте и легко найдет ответ на свой вопрос.

Рекомендации для улучшения юзабилити сайта

Что видит посетитель, попадая на ваш сайт впервые? На первом экране он видит шапку сайта, элементы навигации - главное меню, форму поиска.

Первое впечатление от увиденного в шапке дает юзеру понимание, стоит ли доверять этому веб-сайту, отвечает ли он тематике и будет ли на нем то, что ему нужно.

К примеру, если у вас сайт интернет-магазина. Первое что должен увидеть потенциальный клиент в шапке сайта – контактные телефоны и адрес, корзину.

Правильная организация юзабилити для интернет-магазина

Отдельное внимание хочу уделить корзине интернет-магазина. Информацию о том, есть ли товар в наличии, клиент должен получать не после заказа, а в момент добавления в корзину. Для управления содержимым, следует предусмотреть возможность удаления товара. У клиента не должно возникать вопросов, как будет доставлен заказ и какими способами его оплатить.

Правила юзабилити в отношении навигации по сайту указывают, что она должна быть простой. Посетитель должен интуитивно понимать куда ему нужно кликнуть, чтобы найти то, что ему необходимо. Нет смысла на одном экране дублировать повторяющиеся блоки навигации. Это рассеивает внимание посетителя.

Повышение юзабилити сайта достигается с помощью внедрения хлебных крошек. Они не только дают понять юзеру, где он находится, но и позволяют с легкостью перейти в раздел.

Тестирование юзабилити сайта

Провести анализ того удовлетворяют ли принципы usability посетителей вашего сайта можно с помощью систем веб-аналити (например, Яндекс Метрики).

Из каких элементов состоит тестирование удобства использования сайта для пользователя

Эта статистика покажет вам популярные разделы и страницы. Можно даже посмотреть, как ведут себя пользователи на конкретных страницах (как скролят страницу, на каких участках задерживаются, где совершают клики).

Инструмент «Карта скролинга» показывает на каких участках страницы посетители акцентируют свое внимание и дольше всего задерживаются. На тепловой карте показывается среднее время просмотра разных областей страницы. А инструмент «Карта прозрачности» светлее подсвечивает интересные для посетителя зоны, а темнее менее просматриваемые.

Такой инструмент, как «Карта кликов» показывает статистику по кликам на сайте по различным ее элементам (меню, ссылкам и просто участкам просматриваемого текста). Вы сможете выявить самые кликабельные участки и подумать, как увеличить конверсию на сайте.

Подытожим, какие параметры улучшают юзабилити сайта:

  • скорость загрузки страницы;
  • время, затрачиваемое на поиск нужной кнопки или страницы;
  • навигация на сайте;
  • обратная связь;
  • контент (структурирование, подзаголовки, списки, таблицы, графика).

Никогда не поздно провести анализ и исправить ошибки юзабилити, повысив удобство использования сайта и конверсию с него. Принципы и методы улучшения юзабилити сайта были рассмотрены выше. На этом у меня все, если у вас есть что добавить, пишите в комментариях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Как заработать деньги в интернете
Комментарии: 15
  1. Мозгунова Ирина

    Согласна с Вами, виктория, что всегда нужно заботиться о юзабилити своего сайта.
    Всё же любой посетитель задержится дольше только на том блоге, который более удобен, легче открываем, где статьи легко найти и ещё легче читать.

  2. Persya

    Я думаю сайт или блог не должен представлять из себя кроссворд или лабиринт, чем проще, тем лучше. К посковику обращаешься когда нужна конкретная информация, а не вода и словоблудие. Часто, когда переходишь по ссылке, можно запутаться на сайте и не найти нужной информации.Это злит. Поэтому, лучше, когда проще и больше конкретики.

    1. Анатолий

      Для меня юзабилити в первую очередь быстрота загрузки страниц и читабельный текст.

  3. alf2012

    Может еще хлебные крошки и постраничная навигация?

    1. Виктория (автор)

      Да, это тоже не помешает.

  4. Андрей

    Все правильно, да и я вроде все соблюдаю! Спасибо!

  5. Анжелика

    Думаю, можно этот замечательный и очень полезный список дополнить так: «Добавляйте к статьям иллюстрации». Если, например, статья требует хотя бы схематичного рисунка, думаю нужно его добавить. Вот у меня на сайте есть статьи с гимнастическими упражнениями и просто описать довольно сложно. Но если рядом разместить маленькую картинку (на которой показано данное упражнение), то любому читателю сразу становится ясно и понятно что и как нужно делать.
    А так, в принципе, больше ничего добавить не могу! Спасибо, Вам Виктория за полезный блог!

    1. Виктория (автор)

      Да тематические картинки очень полезны в некоторых статьях. Также можно размещать к статьям видео по теме.

      1. seomodern

        Картинки желательно уникализировать. Относительно видео — согласен, видео улучшит поведенческие факторы.

      2. Виктория (автор)

        А каким способ Вы уникализируете картинки?

      3. seomodern

        Например, как у меня на блоге: вставил картинку в рамку, добавил к стандартной картинке какой-то элемент или водяной знак в виде адреса сайта/блога и т.д.

      4. NI4KA

        Еще для придания картинке уникальности можно сделать ее зеркальное отображение. Для многих иллюстраций такие изменения не искажают оригинал. Но я предпочитаю скачивать уже уникальные картинки на фотобанках.

      5. Игорь

        Тоже отлично будет. Хотя будет достаточно чуть измененной картинки, вставленной в рамку

      6. Люся

        Рамка — хорошая идея для уникализации картинки.

      7. Анатолий

        Можно водяной знак на картинку поставить, станет уникальной. Приёмов уникальности много.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности. Комментарий появится после проверки. Комментарии, содержащие спам и ненормативную лексику будут удалены!

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.